Руководство: искусство "видеть насквозь". Часть 2

 Рисунки и инфографика Михаила Казанцева

Продолжаю рассказывать о технологиях руководства, о которых, обычно, не говорят на стандартных тренингах. Сразу поясню, что подробно, мы изучает эти технологии на моих тренингах для руководителей.

Если в первой части статьи я описывал нефункциональных сотрудников, которые, в основном, занимают низшие и средние должности, то эта статья посвящена типам нефункциональных сотрудников, которых чаще всего можно видеть на руководящих позициях.

Общее определение для следующего класса нефункциональных сотрудников – это имитаторы. Имитаторами я их называю потому, что эти люди имитируют деятельность.

У этого класса есть две основные черты:

  1. Активность
  2. Нефункциональность

Можно выделить несколько подтипов имитаторов:

Тип 1: Имитатор-процессник

Это сотрудник, который непрерывно занят, причем занят исключительно своей работой. Он вгрызается в каждую деталь и мелочь, составляет планы, проекты, пишет письма, согласовывает задания, обдумывает возможные варианты…Такие люди являются специалистами в своем вопросе и являются блестящими теоретиками. Они могут часами рассуждать о том, что и как стоит сделать и что этому помешает и почему это сделать невозможно. В это теоретизирование уходит вся энергия и все время этого человека. Активность таких людей носит, назовем это, виртуальный характер. Они практически никогда не добираются до результатов.

Такие сотрудники, если они занимают заметную должность, способны на долгие годы парализовать работоспособность целых подразделений. Они мастерски имитируют высочайший уровень компетентности и парализуют процесс реальной работы и изменений в компании. Кроме этого, имитаторы-процессники умудряются на всех уровнях компании посеять неверие в возможность достичь каких-либо значимых результатов и что-то изменить. В результате, руководство компании вынуждено мириться с хроническими «невозможностями», например, с невыполнением планов, и потихоньку начинает верить, что это, действительно, невозможно. Очень часто эти люди создают себе ореол «незаменимых», и бывает очень трудно уговорить собственника или генерального директора уволить такого «специалиста».

Зато потом забавно смотреть на лица собственников и директоров, когда на место теоретика-имитатора приходит практик (подчас не способный рассуждать так же складно, как его предшественник) и за пару-тройку месяцев делает то, что не удавалось долгие годы.

Как диагностировать имитатора-процессника?

  1. Ваш сотрудник хорошо разбирается в том, что он делает, но хронически не достигает результатов.
  2. Сотрудник постоянно предъявляет новые и новые варианты, планы усовершенствований и улучшений того процесса, которым он занимается.
  3. Сотрудник часто и с удовольствием рассказывает о сложностях и подводных камнях, препятствующих достижению результатов.

Тип 2: имитатор-интриган

Этот тип сотрудников – прирожденный гений дипломатии, интриг и закулисных махинаций. Его не интересует результаты работы и бизнеса. Его главная цель – достижение максимального собственного влияния внутри компании. Но цель эта тщательно замаскирована разговорами о процветании бизнеса и развития компании.

Обычно такие люди - отличные коммуникаторы, и они непрерывно общаются со всеми ключевыми сотрудниками компании, «промывая им мозг» в нужном имитатору направлении.

В результате этой деятельности часть сотрудников и руководителей компании начинают искренне верить в лояльность и благие намерения имитатора-интригана. Но есть и другая часть, которая видит истинное положение вещей, но не в состоянии сопротивляться такому поведению. Интриган «прикрыт со всех сторон» очень правильными словами и доверием со стороны высшего руководства компании. Каковы результаты деятельности интриганов? Они негативны. Интригану нужна личная власть, а не процветание компании, в которой он работает.

Укрепление личного влияния интригана не нуждается в хороших бизнес-результатах. Это как в политическом PR: главное, чтобы ты был заметен, а что именно о тебе говорят, не так важно. Интриганы провоцируют скандалы, разоблачения, кадровые перестановки и прочее. Их главная задача – быть на виду у начальства. В итоге этого личного PR действительно функциональные люди начинают покидать компанию, что приводит к негативным последствиям для бизнеса в целом.

Как диагностировать имитатора-интригана?

  1. Этого человека легко диагностировать по тому, что относительно него действуют двойные стандарты. Например, если в результате его действия/бездействия компания потеряла миллионы, ему это, почему-то, сходит «с рук».
  2. Этот тип людей стремиться любыми способами выстроить доверительные, неформальные отношения с руководителями и собственниками бизнеса, которыми постоянно хвастаются перед другими сотрудниками компании.
  3. Они демонстративно лояльны и говорят не о том, что есть на самом деле, а о том, как должно быть. В этом смысле они напоминают партийных работников времен брежневского застоя.
  4. Такие люди концентрируют вокруг себя преданных лизоблюдов, а не нормальных работников. Функциональные сотрудники, напротив, уходят из компании.

Тип 3: имитатор-правдолюбец

Основной чертой этого типа имитаторов является высокая эмоциональность и демонстративность. Эти имитаторы «болеют за дело всей душой». Они считают себя «хранителями» традиций и поддержателями устоев. Только они знают «как правильно». Они видят все недостатки, громогласно их озвучивают и яростно с ними борются. Лучше всего этих людей описывает известная поговорка: «благими намерениями вымощена дорога в ад». Действительно, благих намерений у этих людей хоть отбавляй. Результатом их деятельности является «раздергивание» и постоянное отвлечение коллег и руководителей. Эти люди - как чукчи: "Что вижу, о том пою…». Им очень важно проявить себя в каждый конкретный момент, а на дело им, по сути, наплевать. Дело и интересы компании – это лишь повод для самовыражения. В отличие от интригана, имитатор-правдолюбец чаще всего не преследует никаких конкретных эгоистических целей. Его задача: быть в центре внимания и получать эмоциональную и энергетическую подпитку от взволнованных коллег. Благодаря ореолу «борца за правду и идеалы» таких людей часто, сдуру, назначают на руководящие должности. Это приводит к тому, что правдолюбец вскрывает и клеймит недостатки, всем рассказывает что и как правильно надо делать, но в силу нефункциональности вносит дополнительный хаос в то чем занимается. Что опять же не способствует достижению бизнес-результатов.

Как диагностировать имитаторов-правдолюбцев?

  1. Повышенная эмоциональность при обсуждении проблем компании и любых рабочих моментов.
  2. Высокая степень эмоционального реагирования на проблемы и неумение сдерживать себя.
  3. Концентрация на поиске недостатков и критике в ущерб поиску решений и достижению результатов.

Заканчивая эту статью, я хочу дать еще одну рекомендацию по поиску имитаторов.

Ответьте на два вопроса:

  1. Кто в вашей компании является незаменимыми сотрудниками?
  2. Про кого из ваших сотрудников вы никогда не подумаете, что это имитатор.

Выпишите фамилии этих людей на листке бумаги и прочитайте статью еще раз внимательно. Вас могут ждать удивительные открытия…

Справка

Компания "Новые технологии бизнес-обучения" предлагает удобный каталог бизнес-тренингов, который содержит более 100 программ.

Каталог разделен на 22 направления, в том числе это тренинги по продажам, тренинги для руководителей, тренинги переговоров, тайм-менеджменту, управлению конфликтами, тренинги для call-центров, тренинги по сервису, тренинги по телефонным продажам, публичным выступлениям, работе с возражениями, деловой коммуникации, а также консалтинг и коучинг специалистов разных уровней от менеджеров среднего звена (групповой коучинг) до индивидуального коучинга руководителей компаний и владельцев бизнеса.

Подобный структурированный каталог, где представлены бизнес-тренинги на большинство актуальных тем, во многом является уникальным на рынке бизнес-обучения. 

 

Новости

Возможно, лучшая книга по продажам B2B.

В издательстве «Манн, Иванов и Фербер» вышла книга Михаила Казанцева «Школа B2B продаж. От понимания ситуации клиента к сделке» - первое в России визуализированное пособие, где системно рассматриваются технологии продаж B2B. Книга быстро завоевала признание читателей и популярность. По итогам первой недели продаж книга стала бестселлером. В книге описаны 9 измерений ситуаций сделки и кардинальные различия между B2B и B2C продажами. Книга богато иллюстрирована и содержит 115 авторских рисунков. 

Коучинг для руководителей и владельцев бизнеса от Михаила Казанцева

Коучинг Михаила Казанцева для владельцев бизнеса и руководителей «Процветание. Новый взгляд» - это индивидуальная программа системных изменений, которая основана на трех ключевых составляющих: личности, стратегиях взаимодействий, управлении ситуацией. Такой трехмерный подход опробован Михаилом Казанцевым в течение двадцатилетней практики коуча. В виде законченной системы он является авторским ноу-хау.

В отличие от большинства тренеров и коучей, которые обучают целеполаганию и технологиям успеха, Михаил Казанцев рассматривает процветание не как состояние, а как ситуацию.

«Процветание.  Новый взгляд» - это новое понимание жизненного успеха и процветания, своих ключевых ресурсов и предназначения, гармонизация личных и профессиональных целей, формирование внутреннего стержня для преодоления сложных жизненных ситуаций и кризисов. Наконец, это просто возможность почувствовать себя более счастливым.

Программа коучинга адресована владельцам и руководителям компаний. Ряд модулей программы - молодым карьеристам.

Статьи на эту тему

Пожалуйста, сообщите нам, какой информации на этой странице Вам не хватает?
Ваше имя
Контактный E-Mail
Ваш вопрос, cообщение
или комментарий
об этой странице*
 
X

Спасибо!

Ваше мнение очень важно для нас!

X

Пожалуйста, укажите Ваше имя и телефон и мы перезвоним Вам в самое ближайшее время!

Ваше имя
Ваш телефон
+7 (901) 300-22-15
E-mail
Тема обращения
 
X

Пожалуйста, укажите Ваше имя и телефон и мы перезвоним Вам в самое ближайшее время!

Ваше имя
Ваша фамилия
Ваш телефон
+7 (901) 300-22-15
E-mail
Организация
Должность
Город
Дополнительные комментарии